МБОУ «Криничненская СШ» Белогорского района

Российская Федерация, Республика Крым, Белогорский район, село Криничное, улица Первомайская, дом 43

Телефон

+736559 93589

Эл. почта krinichkaschool@mail.ru

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
КРИНИЧНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
Адрес: Российская Федерация, Республика Крым, Белогорский район, село Криничное, улица Первомайская, дом 43
Телефон: +736559 93589
Эл. почта: krinichkaschool@mail.ru

Методические рекомендации по подготовке к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования

19 октября 2015 г.

Методические рекомендации предназначены для практического использования специалистами органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, специалистами методических служб, руководителями общеобразовательных организаций, специалистами школьных психологических служб, учителями и классными руководителями выпускных классов.

Согласно ст.59 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» освоение образовательных программ основного общего и среднего общего образования завершается обязательной государственной итоговой аттестацией выпускников общеобразовательных организаций независимо от формы получения образования.

Основной формой проведения ГИА является ОГЭ (в 9 классе) и ЕГЭ (в 11 классе). Для отдельных категорий обучающихся ГИА проводится в форме ГВЭ.

Результаты выпускников на экзаменах во многом зависят от предварительной подготовки общеобразовательной организации к этому ответственному периоду.

Подготовка к ГИА участников образовательного процесса включает нормативно-правовое, информационное, методическое, психологическое обеспечение и осуществление контроля за указанными направлениями подготовки.

 

Подготовка к ГИА

 

 При подготовке к проведению ГИА органы управления образованием, педагогические коллективы руководствуются нормативно-распорядительными документами федерального, регионального, муниципального уровней и собственными локальными актами. Перечень нормативных правовых документов по вопросам ГИА федерального уровня представлен в приложении 1.

Папки с нормативными документами пополняются по мере их поступления, изучаются в течение учебного года на совещаниях различного уровня с разными категориями участников образовательного процесса:

  • с руководителями общеобразовательных организаций проводятся обучающие семинары, организованные органами, осуществляющими управление в сфере образования и методическими службами муниципальных образований по всем вопросам подготовки и проведения ГИА. Примерная тематика локальных актов по вопросам окончания учебного года, проведения ГИА, перевода и выпуска обучающихся дана в приложении 2;
  • с учителями-предметникам проводится изучение нормативных правовых и инструктивно-методических документов по проведению ГИА. Данная работа проводится на муниципальном уровне в форме семинаров, совещаний, заседаний методических объединений по вопросам подготовки к ГИА. На школьном уровне, кроме указанных форм, проводятся мастер-классы педагогами общеобразовательной организации, имеющими положительный опыт в подготовке обучающихся к ГИА;
  • с  обучающимися выпускных классов информационная работапроводится на протяжении учебного года в форме инструктажа по следующим вопросам:

- форма и порядок проведения ГИА;

- сроки и место подачи заявления на участие, перечень предметов по выбору;

- сроки и место проведения экзаменов;

- правила поведения на экзамене;

- правила заполнения бланков;

- сроки и место подачи апелляции;

- дополнительные сроки для повторных экзаменов.

На сайте образовательной организации размещаются документы, регламентирующие процедуру проведения ГИА и демоверсии КИМ по всем предметам, в общеобразовательной организации оформляется информационный стенд для обучающихся выпускных классов с нормативными правовыми документами, образцами заполнения бланков, ресурсами Интернета по вопросам ГИА, демоверсиями КИМ по всем предметам.

Обеспечивается свободный доступ участников образовательного процесса к нормативным правовым и инструктивно-методическим документам по ГИА. Целесообразно в школьной библиотеке подготовить постоянно-действующую экспозицию всех материалов по вопросам ГИА;

  • с родителями обучающихся 9, 11(12) классов (их законными представителями). Приоритетным направлением  является ознакомление с особенностями подготовки и  процедуры проведения ГИА.

Проводятся родительские собрания (оформляются подробные протоколы с указанием изучаемых вопросов и документов под подпись родителей), круглые столы, тематические беседы, индивидуальные консультации, выдаются памятки, которые должны содержать следующую информацию:

- общие положения и порядок проведения ГИА;

- формы проведения ГИА;

- сроки и общие правила проведения ГИА;

- требования к поведению участников на пунктах проведения экзамена;

- оценка результатов ГИА;

- порядок и сроки подачи апелляции.

Такие же памятки целесообразно распечатать на каждого обучающегося и вклеить в дневник. Через дневник можно также оперативно донести до родителей (законных представителей) информацию об изменениях в процедуре проведения ГИА, результатах промежуточной аттестации, диагностических работ и пробных экзаменов.

            Организуется работа «горячей линии» для проведения консультаций в период подготовки и непосредственного проведения ГИА.

           

Система методического обеспечения деятельности органа, осуществляющего управление в сфере образования, общеобразовательных организаций по подготовке к ГИА направлена на повышение квалификации руководителей общеобразовательных организаций, учителей-предметников по подготовке к проведению ГИА по следующим направлениям:

  • проведение учебы и консультаций для учителей-предметников по наиболее сложным разделам и темам курсов;
  • обмен опытом работы по подготовке к экзаменам;
  • оказание методической помощи молодым учителям, а также педагогам,  впервые работающим в выпускных классах;
  • отработка навыков решения  заданий, по форме приближенных к заданиям ГИА.

Более подробно система работы по подготовке ГИА представлена в приложении 3.

При формировании учебных планов выпускных классов на текущий учебный год целесообразно предусмотреть включение элективных курсов и факультативов (русский язык, математика и предметам по выбору обучающихся).

 

В ходе подготовки обучающихся к ГИА особое внимание необходимо уделить их  психологической готовности к экзаменам (письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования от 29.01.2015 г. № 10-30 «О необходимости проведения психологической подготовки к ГИА обучающихся выпускных классов общеобразовательных организаций»).

Психологическая подготовка обучающихся выпускных классов общеобразовательных организаций к ГИА проводится специалистами психологических и социально-педагогических служб на протяжении всего учебного года и включает в себя:

  • формирование положительного отношения к ГИА;
  • развитие определенных психологических знаний, умений и навыков, необходимых для успешного прохождения ГИА;
  • создание определенного эмоционального «настроя»  готовности к экзаменам;
  • формирование психологической устойчивости к стрессам;
  • приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена.

Работа с обучающимися проводится как со всем классом, так и выборочно. Могут использоваться различные формы подготовки:

  • классные часы;
  • циклы тренингов для выпускников по развитию у них внимания, памяти, самоорганизации и контроля, снятию эмоционального напряжения;
  • групповые и индивидуальные беседы (консультации), мини лекции по проблемам психологической готовности к ГИА;
  • групповые дискуссии по предложенным темам;
  • игровые и медиативные техники, направленные на снятие нервно-психического напряжения;
  • практикумы по выработке  психологических качеств, умений и навыков  (чувства уверенности в себе, своих знаниях и др.).

Наряду с этим, следует организовать консультирование учителей и родителей (законных представителей) по вопросам подготовки выпускников к экзаменационным испытаниям, т.к. психологическая готовность дает важное преимущество при прохождении ГИА. Кроме развития познавательных интересов она формирует психологическую устойчивость к стрессам.

При этом полученные выпускниками образовательных организаций психологические знания и умения будут применяться ими в дальнейшей жизни.

В общеобразовательных организациях в ходе образовательного процесса необходимо создать условия психологического комфорта и защиты от учебных перегрузок.

 

 

При организации внутришкольного контроля особое внимание необходимо уделить контролю за:

  • работой учителей по качественному выполнению учебной программы (в т.ч. проведением в выпускных классах входящего, текущего, промежуточного и итогового контроля в рамках  подготовки к ГИА, работе учителей русского языка и математики по индивидуальным планам с обучающимися, имеющими низкий уровень знаний);
  • анализом результатов диагностических, тренировочных работ, пробных экзаменов и корректировке планов сопровождения учителей и обучающихся;
  • проведением работы с обучающимися по ликвидации пробелов в знаниях после диагностических, тренировочных работ и пробных экзаменов (обеспечивается сбор и анализ информации об обучающихся «группы риска», выработка индивидуальных маршрутов сопровождения подготовки к ГИА, проведение системы консультаций с обучающимися);
  • ведением классных журналов выпускных классов (качество выполнения программы по предметам, соблюдение режимных моментов заполнения журнала, своевременность и объективность выставления оценок);
  • успеваемостью обучающихся - кандидатов на награждение медалью «За особые успехи в учении»;
  • уровнем информированности в вопросах проведения ГИА классных руководителей, обучающихся выпускных классов и их родителей (законных представителей);
  • работой психологов и социальных педагогов по проведению системы мероприятий,  обеспечивающих психологическую готовность выпускников к экзаменам;
  • посещаемостью учебных занятий обучающимися 9 и 11 классов;
  • обучением участников ГИА технологии проведения ГИА, правилам заполнения бланков ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ;
  • оформлением информационных стендов в школе и уголков в учебных кабинетах  «Готовимся к ГИА»;
  • формированием списочного состава выпускников прошлых лет, желающих принять участие в ЕГЭ;
  • созданием условий для выпускников с особыми возможностями здоровья;
  • изучением уровня готовности учителей, выпускников к ГИА;
  • правильностью заполнения аттестатов, обоснованностью выставления отметок в приложениях.

 

Приложение 1

 

НОРМАТИВНАЯ БАЗА

ПО ВОПРОСАМ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ГИА

 

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.59);
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2013 №1400 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»;
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.12.2013 №1394 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»;
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.02.2014 № 115 «Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании»;
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.06.2014 №685 «Об утверждении Порядка выдачи медали «За особые успехи в учении»;
  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.06.2013 №491  «Об утверждении Порядка аккредитации общественных наблюдателей»;
  8. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.03.2010 №03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;
  9. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.05.2012 № МД-583/19 «О методических рекомендациях «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья»;
  10. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.03.2015 №03-155 «О направлении разъяснений о порядке действий, в случае отсутствия согласия на обработку персональных данных совершеннолетними участниками государственной итоговой аттестации (далее - ГИА) или родителями (законными представителями) несовершеннолетних участников ГИА»;
  11. Письмо Рособрнадзора от 20.01.2015 №10-30 о необходимости проведения психологической подготовки к ГИА;
  12. Письмо Рособрнадзора от 09.02.2015 №02-36 «О направлении уточненной редакции документов  по организации и проведению ГИА по образовательным программам среднего общего образования» (Приложение №№1-3);
  13. Письмо Рособрнадзора от 25.02.2015 №02-60 о направлении Методических рекомендаций по организации и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в форме основного государственного экзамена и единого государственного экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов (Приложения №№1-5);
  14. Письмо Рособрнадзора от 26.02.2015 №02-61 «О направлении уточненной редакции методических писем о проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в форме государственного выпускного экзамена  по математике и русскому языку письменной и устной формы» (Приложения №№1,2);
  15. Письмо Рособрнадзора  от 27.02. 2015  №02.63 о направлении уточненной редакции документов по организации и проведению единого государственного экзамена в пунктах проведения экзаменов в 2015 году (Приложения №№1-6);
  16. Письмо Рособрнадзора от 12.03.2015 №02-72 о направлении разъяснений по вопросу порядка проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования в пунктах проведения экзаменов;
  17. Письмо Рособрнадзора от 05.05.2015 №02-168 «О процедуре проведения устной части ЕГЭ по иностранным языкам «Говорение»;
  18. Письмо Рособрнадзора от 18.05.2015 №02-182 «О проведении устной части ЕГЭ по иностранным языкам»;
  19. Письмо Рособрнадзора  от 18.06.2015 №02-222  «Об участии обучающихся  и выпускников прошлых лет в ГИА – 11 (ЕГЭ) в сентябрьские сроки»;
  20. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 12.09.2014 №01-14/1176 «Об учебном курсе «Основы религиозных культур и светской этики».

 

Приложение 2

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ

ЛОКАЛЬНЫХ АКТОВ ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ОРГАНИЗОВАННОМУ ОКОНЧАНИЮ УЧЕБНОГО ГОДА, ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ГИА, ПЕРЕВОДУ И ВЫПУСКУ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

Тематика

Основание

Необходимо учесть

Приказы

Об организованном окончании

текущего учебного года

Приказ МОНМ РК

- утвердить План основных мероприятий;

 - сроки окончания учебного года;

 - проведение праздника  «Последний звонок»;

 - выставление четвертных, семестровых, полугодовых, итоговых оценок (согласно разработанному  Положению о  промежуточной аттестации обучающихся);

- порядок проведения учебной практики;

 - порядок сдачи учебников;

- обновление информационных стендов

О допуске обучающихся

9 и11- х классов к ГИА

Приказы Минобрнауки России

от 26.12.2013 №1400

от 25.12.2013 №1394

-  протоколы результатов сочинения (для 11 классов);

- отсутствие академической задолженности;

- выполнение учебного плана в полном объеме, в т.ч. обучающимися по индивидуальному учебному плану;

- результаты прохождения промежуточной аттестации экстернами (при наличии)

О выполнении учебных планов и рабочих программ

Приказ Минобрнауки России

от 30.08.2013 №1015,

письмо Минобрнауки России

от 30.05.2012

№ МД-583/19

- объем и качество  выполнения программ в соответствии с учебным планом (согласно Положению о внутренней системе оценки качества образования);

- учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, механизм хранения в архивах информации об этих результатах (ст. 28  ФЗ №273-ФЗ);

- определение уровня физической подготовки обучающихся (определяется ежегодно преподавателем по физической культуре в начале и в конце учебного года по результатам выполнения контрольных упражнений)

О проведении ГИА

Приказы Минобрнауки России

от 26.12.2013 №1400,

от 25.12.2013 №1394,

письмо Рособрнадзора

от 29.01.2015

№ 10-30,

письмо Минобрнауки России от 09.04.2014

№НТ-392/07

- организация выбора предметов обучающимися выпускных классов;

- обеспечение подвоза участников ГИА, закрепление сопровождающих (при необходимости);

- обеспечение безопасности передвижения к ППЭ и обратно, ответственные;

- обновление информационных стендов;

- обеспечение психологического сопровождения участников ГИА;

- организация медицинской помощи (при необходимости);

- создание особых условий для детей с ОВЗ (при наличии)

О результатах ГИА по обязательным учебным предметам

Распоряжение Рособрнадзора от 23.03.2015 №794-10,

приказы Минобрнауки России

от 26.12.2013 №1400,

от 25.12.2013 №1394

- анализ количества участников ГИА, получивших минимальный бал;

- анализ   прохождения  ГИА;

- анализ количества участников ГИА, которые зарегистрировались для повторной сдачи ГИА в дополнительные сроки

О выпуске обучающихся

9,11-х классов

Приказы Минобрнауки России от 14.02.2014 №115,

от 23.06.2014 №684

- успешное  прохождение  ГИА;

- вручение аттестатов с отличием и медали «За особые успехи в учении»

Об обеспечении контроля за заполнением и выдачей документов об основном общем и среднем общем образовании

Приказы Минобрнауки России от 14.02.2014г №115,

от 23.06.2014г. №684

- создание школьных комиссий по проверке заполнения документов;

- назначение ответственных за заполнение и печать приложений к аттестатам;

-  подсчет среднего арифметического полугодовых и годовых отметок за два года обучения (11 класс); годовых и экзаменационных по русскому языку и математике (9 класс);  результатов промежуточной аттестации экстернам;

 - внесение итоговых отметок по учебным предметам, изучение которых завершилось до 9 (11) класса;

- заполнение Книг регистрации выданных документов об образовании по каждому уровню образования отдельно;

- выдать в срок до 10 дней после приказа о выпуске обучающихся

О проведении выпускных вечеров

 

- время, место, ответственные, дежурство;

- недопущение сборов денежных средств;

- вопросы охраны труда, безопасности;

- жизнедеятельности, пожарной безопасности

О переводе обучащихся 1-8 и 10 классов

Приказ Минобрнауки России

от 30.08.2013 №1015

- освоение в полном объеме годового учебного плана, в т.ч. обучающихся по индивидуальному учебному плану;

- успешное прохождение промежуточной аттестации;

- обучающиеся, имеющие академическую задолженность переводятся в следующий класс условно;

- ответственность за ликвидацию академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на родителей

Об организации летнего оздоровления обучающихся

п.17 ФГОС НОО,

Постановление Совета министров РК от 21.10.2014

№ 386

 - открытие летних тематических смен, летних площадок и школ согласно разработанным Положениям;

 - вопросы охраны труда, безопасности жизнедеятельности, пожарной безопасности, питьевого режима, питания

О проведении учебных сборов обучающихся 10-х классов

Письма Минобразования РФ

от14.07.98

№1133/14-12,

от 22.05.98 №811.14-12

 - пятидневные военные сборы с обучающимися проводятся в конце 10-го года обучения на базе воинских частей, определенных военными комиссариатами

О подготовке к разработке рабочего учебного плана на новый учебный год

ст.87 ФЗ №273-ФЗ, письма Минобрнауки России от 04.03.2010 №03-413, от 30.05.2012

№ МД-583/19,

письмо МОНиМ РК от 12.09.2014

№01-14/1176

 - провести мониторинг выбора элективных курсов обучающимися  с помощью анкетирования;

- провести среди родителей (законных представителей) обучающихся 3 классов выбор модуля курса «Основы религиозных культур и светской этики»  (заявления);

- завершить комплектование медицинских групп для занятий физической культурой к 1 июня

Анализ работы образовательного учреждения за истекший учебный год

Приказы Минобрнауки России

от 14.06.2013 №462, от 10.12.2013 № 1324,

письмо Минобрнауки России

от 28.10.2010

№13-312

 - наличие Положения о самообследовании образовательной организации;

 - отчет осуществляется по состоянию на 01.08. текущего года;

 - содержит аналитическую часть и результаты показателей  (таблицы);

 -  размещается на официальном сайте и направление учредителю  не позднее 01.09;

- подготовка публичного доклада согласно разработанному Положению, публикация на сайте не позднее 1 августа текущего года

Решения педагогических советов

О допуске обучающихся

9 и 11- х классов к ГИА

 

 - результаты сочинения (для 11 классов);

- отсутствие академической задолженности;

- выполнение учебного плана в полном объеме;

- отсутствие академической задолженности экстернами (при наличии)

О выпуске обучающихся

9 и11-х классов

 

- успешное  прохождение  ГИА;

 - успешное прохождение ГИА экстернами (при наличии);

- вручение аттестатов с отличием и медали «За особые успехи в учении»

О переводе обучающихся

1-8 и 10 классов

 

- освоение в полном объеме годового учебного плана, в т.ч. обучающихся по индивидуальному учебному плану;

- успешное прохождение промежуточной аттестации;

- условный перевод обучающихся, имеющих академическую задолженность;

- ответственность за ликвидацию академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на родителей